Дифференциация зеркальных брайлем

В предыдущих публикациях неоднократно поднималась проблема тактильной дислексии, одним из наиболее распространенных проявлений которой можно считать смешение зеркальных брайлем. Под последними стоит понимать не только буквы, но и цифры, реже – дополнительные символы брайля. Как же строится работа по их дифференциации?

Для начала вспомним, что зеркальные брайлемы – это комбинации точек, которые являются зеркальным отражением друг друга. Зеркальность может проявляться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

Например, буква С является зеркальным отражением буквы Ш в горизонтальной плоскости.

Буква Д – зеркальное отражение буквы Ж в вертикальной плоскости.

Смешение букв, зеркальных в вертикальной плоскости – явление сравнительно редкое. А вот смешение букв, составляющих зеркальную пару в горизонтальной плоскости – распространенная проблема. В первом классе, в процессе усвоения грамоты, смешение таких букв может считаться нормой. Если же трудности с распознаванием зеркальных букв сохраняются к концу первого полугодия 2-го класса, а проблема имеет стойкий характер, то следует подключать специалистов коррекционного блока для её разрешения.

По какой схеме будет в этом случае действовать логопед?

Если ребенок смешивает только зеркальные брайлемы и не испытывает трудностей при чтении многоточечных букв (из 4-5 точек), то работу можно начинать непосредственно с дифференциации «проблемной» пары, придерживаясь следующего плана.

I этап: сравнение зеркальной пары: поочередный анализ обеих букв, выделение отличительных черт.

Этот этап часто может занимать одно-два вводных занятия. На нем логопед актуализирует приобретенные ранее, еще на этапе изучения грамоты представления ребенка о зеркальной паре брайлем. Ребенок вспоминает точечные комбинации обеих букв, их отличительные черты. Например, сравнивая пару И – Е можно отметить, что буква Е (1,5 точки) как будто бы наклонена вправо, при её письме сперва следует более высокая точка, затем более низкая. А вот буква И (2,4 т.), напротив, начинается с более низкой точки. Если от 2 точки провести черту к 4 точке, мы получим восходящую линию.

При анализе точечных комбинаций и выявления различий, которые в дальнейшем могут выступать подсказкой для ребенка, следует использовать разнообразную наглядность.

Например, пример выше можно проиллюстрировать следующим образом.

Как видно на фото, рука ребенка имитирует наклон буквы Е. Таким образом формируется кинестетический образ брайлемы, что способствует лучшей дифференциации буквы с её зеркальной парой.

Также в работе можно использовать:

  1. прибор прямого чтения,
  2. колодку-шеститочие,
  3. брайлевскую строку,
  4. любые пособия с увеличенным шрифтом брайля (обычно это плакаты на пластиковой основе).

Более подробно об анализе брайлемы для последующей работы с ней написано здесь.

II этап: изолированная работа с зеркальными буквами

Смысл данного этапа заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание ребенка строго на одной букве. Первое задание — текст исключительно с буквой Е, второй текст – только с буквой И. Подобно тому, как в процессе постановки и автоматизации звука логопед исключает сходную по артикуляции фонему, здесь исключается схожая по точечному рисунку буква. Ученик отрабатывает чтение обеих букв на одном занятии, но они не пересекаются в рамках одного упражнения. Это позволяется сформировать более устойчивый образ каждой из зеркальных брайлем.

Этому этапу желательно отвести от 4-х занятий.

III этап: дифференциация зеркальных букв

Здесь уместно применить ту же схему, которую логопед использует при дифференциации парных фонем, но уже не в качестве этапов работы, а с целью создания разнообразия в предъявляемых ребенку заданиях.

  1. Дифференциация изолированных букв.
  2. Дифференциация в слогах.
  3. Дифференциация в словах и словосочетаниях.
  4. Дифференциация в текстах.

Другими словами, на одном занятии можно дифференцировать зеркальную пару и в слогах, и в словах, и в текстах, – разумеется, начиная с более простых упражнений. Количество занятий на этом этапе будет определено возможностями ребенка.

В начале каждого занятия следует отводить непродолжительное время (3-4 минуты) на актуализацию представлений учащегося о точечных комбинациях зеркальных букв: называть точки, составляющие каждую букву, прописывать и читать обе буквы в приборе прямого чтения, вспоминать отличительные черты (те самые «подсказки», выявлению которых были посвящены первые занятия).

Большую роль в ходе работы по дифференциации зеркальных брайлем играет систематичность занятий. При частоте в 2 академических часа в неделю следует дополнительно давать учащемуся домашние задания, выполнять которые необходимо под контролем взрослого – с целью предупреждения ошибок.