Смотрим с помощью рук

Коррекционная роль навыка тактильного обследования предметов и некоторые рекомендации по его реализации в работе учителя и логопеда.

Тактильное обследование предметов – важный навык, который активно задействуется в учебном процессе на протяжении всего школьного обучения. Руки – один из ключевых инструментов познания слепым ребенком окружающей среды, но помимо определенного уровня развития тактильного восприятия большую роль в этом способе познания играет навык правильного поэтапного обследования рассматриваемого объекта.  

Среди незрячих школьников можно выделить детей, которые испытывают ряд трудностей в этом процессе, что не всегда свидетельствует об интеллектуальной недостаточности и может являться следствием определенных «пробелов» в раннем развитии ребенка, либо наличием у него подсознательного страха (например, в том случае, если слепой был неоднократно травмирован при попытке «рассмотреть» некий объект). В обоих случаях необходимо проводить работу по формированию навыка тактильного обследования предметов, которая, в зависимости от уровня речевого развития ребенка, может строиться на основе вербальной инструкции или же с использованием методики совместного действия – т.н. работа рука в руку. 

Задача, стоящая перед педагогом, заключается в том, чтобы научить слепого анализировать рассматриваемый предмет, то есть мысленно разложить его образ на ключевые детали, а затем – собрать в одно целое, за что отвечают основные операции мышления – анализ и синтез. Также следует учить ребенка выделять значимые и несущественные признаки. 

Например, при обследовании куклы следует выделить 5 составных частей: руки, ноги, туловище, голова, шея (выделение шеи как отдельной части предмета необходимо в целях пропедевтики курса естествознания (анатомии). Голову куклы стоит рассмотреть отдельно и выделить: глаза, нос, рот, волосы, уши. Несущественными признаками можно считать, например, прическу куклы, внешний вид одежды, размер игрушки, поскольку вне зависимости от них, опираясь только на отличительные черты, можно сделать однозначный вывод – перед нами кукла.  

Рассмотрим более приближенный к учебному процессу пример. На окружающем мире учащиеся знакомятся со строением тела птиц на примере чучела вороны. Рассматривать чучело необходимо сверху вниз, выделяя: голову (глаза, клюв), шею, туловище (крылья, хвост, лапы). Отличительные признаки птицы – клюв, крылья, наличие оперения. Наличие лап, головы, туловища в контексте изучения птиц как отдельного класса животных уже не является отличительным признаком, поскольку эти части тела имеются и у других представителей животного мира. При правильном проведении вышеописанной работы у учащихся формируется максимально точное представление об изучаемом объекте, развивается мышление и речь. 

Для неречевых слепых школьников с умеренной или глубокой степенью умственной отсталости формирование навыка тактильного обследование предмета – задача в том числе и коррекционной направленности. Действуя совместно с ребенком, рука в руку, и сопровождая каждое действие простой двухсловной инструкцией («Это кукла. Это голова. Это рука.»), педагог планомерно наполняет пассивный словарный запас ребенка, а также повышает уровень понимания обращенной речи. Простые вопросы, ответы на которые прежде уже были озвучены самим педагогом («Что это? – Это голова. Что это? – Это рука.») будут активизировать экспрессивную речь слепого. 

Большое разнообразие наглядности – ключ к успеху в этом деле. Поочередное «рассматривание» трех разных кукол поможет быстрее сформировать представление о кукле как о некоем объекте окружающего мира, который отличается определенными чертами.  

Развитие мышления, а вместе с ним и речевой функции является весомым основанием для учителя-логопеда, который наравне с прочими специалистами должен включать работу по обследованию предметов в свое занятие – причем даже в том случае, если основная цель его деятельности – коррекция произносительной стороны речи. Следует помнить, что любую педагогическую работу с тотально слепыми детьми нельзя строить только с использованием вербальных средств. Роль кинестетического восприятия для развития аналитического мышления незрячих весьма велика. Подобно тому, как зрячему человеку необходимо видеть, слепому – нужно слышать и осязать. 

Смотрим с помощью рук: 1 комментарий

  1. Да, про осязание очень верно. Дидро в своём письме о слепых описывал одного незрячего, которого спросили, хотел бы он увидеть луну. Да, сказал он, но если уж на то пошло, то лучше бы иметь такую руку, чтобы эту луну можно было пощупать… Так что осязание для незрячих даже важнее, чем зрение для зрячих, да и действует оно по-другому: если зрячий как правило идёт от общего вида к частным деталям, то незрячий, наоборот, из частных деталей, которые подворачиваются под руку, конструирует целое (отсюда известный рассказ о том, как слепые рассматривали слона). Ну и понятно, что слепые относятся ко всему очень трогательно…

    Нравится 1 человек

Комментарии запрещены.