Разложим буквы по точкам

Буквы, состоящие из 4-5 точек, часто оказываются камнем преткновения для слепых учеников начальной школы. Сегодня мы рассмотрим несколько приёмов, которые могут сыграть положительную роль в борьбе с этой проблемой.

Итак, брайлемы – а под ними мы будем иметь в виду не только буквы азбуки Брайля, но и любые символы, написанные с помощью рельефно-точечной системы – могут состоять из разного количества точек в совершенно разных комбинациях. Закономерен тот факт, что идентификация брайлемы из 4-5 символов поначалу может вызывать легкую панику у любого первоклассника. При благоприятном раскладе паника устраняется путем многократных прочтений «сложной» буквы. Точно также решается проблема с «зеркальными» брайлемами.

«Зеркальные» буквы Н – Я

Прим.: «зеркальными» брайлемами называются такие буквы (цифры), которые повторяют друг друга в горизонтальном отражении.

Однако при недостаточном развитии мелкой моторики и трудностях с ориентировкой в малом пространстве одной практики может быть недостаточно, и ученик просто не чувствует, сколько точек в читаемой брайлеме, а также каково их положение относительно друг друга. Эту проблему уже можно смело причислять к тактильной дислексии и подключать логопеда для её преодоления. Типичными ошибками в этом случае будут смешения любых «сложных» для ученика букв: из 4-х, 5-ти, а иногда и 3-х точек. Учащийся может называть буквы наугад, особенно если первая часть слова ему понятна. В диагностических целях можно дать ребенку прочесть карточку, включающую слоги и отдельные буквы из 4-5 точек.

Логопедическая работа, помимо развития мелкой моторики (лепки, работы с бусами, шнуровкой, крупами и прочих приятных занятий), будет включать непосредственно работу по формированию навыка распознавания недоступных для чтений букв.

Одним из главных приёмов, хотя и не универсальных, можно считать декомпозирование брайлемы.

О нём мы сегодня и поговорим.

За этим красивым термином скрывается совершенно простое действие: мы изучаем букву по частям, выделяя сначала более крупные составные элемента и впоследствии разбивая их на атомарные, неделимые дальше части – точки.

Рассмотрим на примере буквы Н, которая состоит из 1, 3, 4, 5 точек.

Декомпозируем её до двух составных элементов:

— 1 и 3 точки

Обращаем внимание ребенка, что точки расположены на одной линии, одна под другой, и что между ними есть пустое пространство – для отсутствующей 2-й точки.

 — 4 и 5 точки

Расположены одна под другой, но плотно прижаты друг к другу.

Отрабатываем чтение двух составных элементов, дифференцируем их друг от друга. Далее декомпозируем каждый из элементов до атомарного уровня – до точек:

 — 1 точка,

 — 3 точка,

 — 4 точка,

 — 5 точка.

На этом этапе работы удобно применять прибор прямого чтения, поскольку принцип его работы позволяет поэтапно писать букву, а использование в качестве точек металлических стержней (в противовес бумажному брайлю) облегчает тактильное восприятие символов. Учитель садится рядом с учащимся и по точкам записывает на приборе изучаемую букву – в то время, как палец ученика лежит на половине прибора, предназначенной для чтения. Буква по точкам медленно появляется под пальцем учащегося, что позволяет ему глубже проанализировать её точечный рисунок и, при многократном повторении этого упражнения, запомнить его. В дальнейшем роль учителя может перейти к ученику, и он сам будет записывать букву, а также слоги и слова с ней.

На рис.: прибор прямого чтения. Желтая половина повторяет прибор для письма по Брайлю – записанные на ней брайлемы поточечно появляются на красной половине, предназначенной для чтения. Путём надавливания на металлические точки записанное можно «стереть».

Таким образом буква разбирается на части, а затем собирается заново. На каждый этап следует отводить достаточно количество времени, исходя из возможностей ребенка. Для примера: совершенно реальна ситуация, в которой на изучение буквы Н будет отведено 3-5 занятий. Закреплять навык узнавания буквы следует, как и при автоматизации звука – сначала изолированно, затем в слогах, коротких словах, а после – в словосочетаниях и предложениях. Следует на начальных этапах не окружать изучаемую букву такими же «сложными», как и она, собратьями.

⠅⠁⠁⠇

Канал – хороший пример. Все буквы, кроме Н, сравнительно простые.

⠁⠅

Знак – плохой вариант. Буква З также состоит из 4-х точек, её соседство с буквой Н будет усложнять чтение.

Подобным образом следует отрабатывать все вызывающие затруднения буквы.

Этот метод может показаться читателю чрезмерно обстоятельным и растянутым во времени, однако он может сыграть весомую роль в работе с тем учеником, который на вопрос «Какую буквы ты сейчас читаешь?» ответит: «Я не чувствую».