Все, кто хотя бы немного знаком с азбукой Брайля, отлично знают, что такое «зеркальные» буквы – камень преткновения многих слепых ребят младшего школьного возраста. Сегодня мы поговорим о том, как их можно использовать для борьбы с дислексией.
Итак, брайлевский алфавит, какой язык ни возьми, хитёр и коварен: в нем есть так называемые зеркальные буквы, каждая из которых является отражением своей напарницы. Для несведущих приведем пример на рисунке ниже.
Вот типичная «зеркальная» пара – буквы С и Ш.
Зачастую именно эти буквы вызывают серьезные проблемы у плохо читающих школьников. Проще говоря, именно эти буквы и путают. Хорошо, когда по смыслу читаемого слова нетрудно догадаться, что там именно С, а никакая не Ш. Но что прикажете делать с двумя «зеркальными» близнецами ниже?
Поскольку для русского языка характерно обозначение фонемы [И] буквой Е на письме, смешение тактильных образов данных букв нередко приводит к последующим стойким дизорфографическим ошибкам. Именно поэтому вместо того, чтобы потворствовать чтению «по догадке», следует на корню пресекать смешение любых тактильно сходных символов.
Ранее я уже писала о том, что не только развитие мелкой моторики благотворно способствует решению этой проблемы. Очень важно развитие навыка ориентировки в малом пространстве. И последнему в тифлопедагогике способствует масса занятий – тут и конструирование, и чтение рельефных рисунков, а также работа с рядом уникальных пособий, таких как прибор прямого чтения или брайлевская строка.
Кубики, которые активно используются и в традиционной логопедии, направлены на решение схожих задач – учат конструировать слова, помогают в запоминании букв, а также формировании слоговой структуры. Разумеется, работая с такими кубиками, надо не только правильно подобрать буквы, но и правильно их развернуть — так, чтобы буква не лежала на боку или, скажем, кверху ногами. Такое до смешного простое правило довольно трудно соблюсти зрячим детям с оптическими формами дислексии и дисграфии. Поэтому для них кубики превращаются в коррекционно-развивающее пособие особой важности. Именно эта особенность простых и хорошо знакомых всем кубиков и позволяет активно использовать их в логопедической работе, ориентированной на незрячих. Ведь в том самом хитром брайлевском алфавите есть не только традиционные «зеркальные» буквы, но и буквы-перевёртыши, которые, как следует из названия, превращаются одна в другую, стоит их только перевернуть.
Посмотрим на примере:
Таких пар в русском брайлевском алфавите всего шесть:
- О – Э
- Я – З
- Ы – Н
- В – Р
- Ч – Ь
- И – Е (одна превратится в другую, если положить её на бок).
В сущности, это те же «зеркальные» буквы, только они отражены не по горизонтали, а по вертикали.
Отдельно выделим так называемые угловые буквы. Их зеркальное отражение по горизонтали и вертикали тоже приведет к взаимному превращению.
Есть и ложные «перевёртыши». Например, буква Т, даже если её перевернуть, буквой Т и останется.
Ложных «перевёртышей» всего четыре:
- Ё
- Ю
- Щ
- Т
С остальными буквами это волшебство не действует. Но даже шестнадцать букв, готовые поставить в тупик любого невнимательного ученика – уже немало.
Дидактическое пособие «Брайль вверх ногами» сделано именно с учетом описанной выше особенности. Всего в наборе 6 кубиков, на каждую сторону кубика нанесена брайлевская буква. В сумме мы получаем 36 букв, однако те из них, которые являются «зеркальными», объединены в пары (группы) – на стороне кубика изображен только один брайлевский символ, который, в зависимости от расположения, превращается в ту или иную букву.
Общая раскладка выглядит следующим образом:
1 кубик | А | О-Э | Ё | Я-З | Ц | Й |
2 кубик | У | Ю | Г | Ъ | С | Ч-Ь |
3 кубик | Е-И | В-Р | Д-Х-Ж-Ф | Т | Ш | А |
4 кубик | Е-И | Ч-Ь | Д-Х-Ж-Ф | О-Э | У | Щ |
5 кубик | О-Э | К | П | М | Д-Х-Ж-Ф | А |
6 кубик | Ы-Н | Б | Л | Р-В | Е-И | О-Э |
Именно для такой раскладки было удобно подобрать лексический материал: слова из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти букв, включающие «зеркальные» символы.
Уровень сложности — как самого задания, так и предъявляемой инструкции — в зависимости от возможностей ребенка может быть разным. В видеоматериале ниже вы можете наблюдать первый опыт работы с пособием ученицы 4-го класса, поэтому были выбраны короткие слова: РОВ, ПЛОТ. В слове РОВ, однако, встречается «зеркальная» пара В — Р, а в слове ПЛОТ — буква О, которая является «зеркальной» для буквы Э.
Принцип работы здесь такой же, как и в случае с палиндромами: необходимость пространственного трансформирования (нужно читать задом наперед? кверху ногами?) стимулирует развитие пространственного же восприятия — причем именно в малом пространстве. А если выражаться проще: для того, чтобы не путать “зеркальные” буквы, нужно как можно чаще читать именно их. Играть, превращать одну в другую — чтобы до конца разобраться в их сходстве и различии.