Монофоны: для тех, кто постарше

Забавное и полезное пособие, нашедшее свое место в логопедическом кабинете школы для слепых.

Вечная проблема логопеда, работающего со слепыми – это стимульный материал. Особенно если речь идёт о более взрослых ребятах, которым, во-первых, в большинстве случаев нужен брайлевский текст, а не работа «на слух», а, во-вторых, что немаловажно – подходящий возрасту лексический материал.

Сегодня я хочу познакомить вас с пособием, которое может показаться в моем кабинете неуместным, потому что предназначено для работы со взрослыми больными, перенесшими острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), либо же страдающими дизартрией, заиканием. Между тем в работе с пятиклассниками, которые — по разным причинам – до сих нуждаются в отработке плавной хорошей дикции, это пособие оказывает неизмеримую помощь.

Называется оно «Монофоны».

Сразу раскроем интригу: монофон – это предложение или текст, стихотворный или прозаический, начинающийся строго на один и тот же звук (букву).

Чем-то похоже на те же чистоговорки и скороговорки, не так ли? В сущности, те и другие построены по одному принципу: во фразе постоянно фигурирует звук, нуждающийся в отработке, автоматизации.

Вот типичный пример монофона:

Гусь гогочет.

А вот еще один:

Гуляли горластые гуси.

Ну, и пожалуй, еще один:

Гриша гнал глупых гусей.

И, в довершении всего, текст-монофон:

Галина говорила громко, грубила Грише, гнала Гришу гулять. Гриша горевал, грустил. Глафира гладила Гришу, говоря: «Гриша, гони грусть, Галя грубая гражданка, голова Гали глупа!». Гриша гордился Глафирой. Глафира – герой, Глафира – гений.

Стоит ли говорить, что продираясь через тернии комичных и порой совершенно абсурдных рассказов, читатель не только закрепит произношение того или иного звука, но и получит массу удовольствия?

Разумеется, в работе со слепыми детьми монофоны могут служить решению еще одной распространенной проблемы – тактильной дислексии. Подбирая материал на смешиваемые «зеркальные» буквы, постепенно усложняя его путем наращивания длины фразы, можно добиться определенных успехов в этом деле. А заодно – увеличить словарный запас и просто улыбнуться.


Все примеры взяты из пособия Ревенко М.Н., Захаровой О.В. «Монофоны в логопедической практике» — М., 2016.