Чтение «вразвод» и тактильная дислексия

Пожалуй, одной из главных задач начальной школы является обучение учащихся беглому, правильному, осознанному и выразительному чтению. Техника здесь, безусловно, тоже важна. И школа для слепых никогда не была исключением в этом вопросе.

Вершиной мастерства является так называемое чтение «вразвод», при котором слепой ребенок задействует обе руки и достигает своей максимальной скорости. Движения рук при такой технике объясняют её название – при хорошей скорости чтения бросается в глаза, как руки читающего, встретившись на середине строки, «разводятся» в стороны. Лучше один раз увидеть, и поэтому в видео ниже для нас почитает ученик третьего класса.

При чтении «вразвод» правая рука начинает читать строку, а затем, в какой-то момент ее сменяет левая. В это же время ребенок возвращает правую руку в начало строки, затем спускает её на строку ниже. Получается очень удобно: только одна рука закончила читать, а вторая уже готова продолжить дело, и так с каждой строкой. Однако, чтобы овладеть этой техникой чтения, нужно обладать рядом навыков, которые в идеале формируются еще в дошкольном возрасте. Один из самых важных, помимо высокого уровня развития тактильного восприятия – навык ориентировки в малом пространстве.

ВЫШЕ – НИЖЕ – ЛЕВЕЕ – ПРАВЕЕ.

Если дошкольник затрудняется в поиске этих сторон, например, на листе бумаге или на игровом поле мозаики, то лучше обратить на это внимание как можно скорее, потому что в первом классе, когда искать эти же стороны придется в маленьком брайлевском шеститочии, проблема может вылиться в трудности с чтением, которые в логопедии называют дислексией.

В видео ниже показаны наиболее распространенные ошибки, которые может совершать слепой ребенок при чтении.

Перечислим их ещё раз:

  1. Повторное чтение одной и той же строки (слова);
  2. Потеря строки;
  3. Пропуск строки (слова);
  4. Трудности в узнавании букв (которые часто выражаются в характерном «поглаживании» буквы – компенсаторном действием, которое, однако, зачастую только мешает узнаванию символа).

Хорошая новость в том, что все вышеперечисленные ошибки не говорят о непременном наличии у ребенка дислексии. Однако если они приобретают стойкость, а проще говоря, не исчезают, несмотря на долгое и упорное чтение в свободное от уроков время, имеет смысл обратиться к специалисту – логопеду или дефектологу, специализирующемуся на работе с незрячими детьми.

Чтение «вразвод» и тактильная дислексия: 3 комментария

Комментарии запрещены.