Конспекты занятий: «Перелетные и зимующие птицы» (заикание)

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Перелетные и зимующие птицы» для учащихся 1-2 классов, страдающих невротическое заикание смешанного типа средней степени тяжести.

Цель: формировать у ребенка плавную выразительную речь, минимизировать судорожные явления в речевом аппарате.

Задачи:

-Минимизировать судороги в речевом аппарате посредством включения в занятие артикуляционных, дыхательных упражнений, а также путем задействования сопряженной скандированной, шепотной повторной речи.

-Актуализировать и пополнять представления ребенка о весне, о зимующих и перелетных птицах.

-Развивать мелкую моторику и минимизировать гипертонус мышц рук.

-Формировать у ребенка интерес к занятиям посредством включения разнообразных игровых заданий.

Ход занятия

  1. Артикуляционная гимнастика

«Надуваем щеки»

«Футбол»

«Почистим зубки»

«Непослушный язычок»

«Маятник»

«Качели»

«Улыбка — хоботок»

2. Дыхательная гимнастика и вокальные упражнения

«Загони мяч в ворота»

В качестве мяча используется мяч, ворота могут быть сооружены из подручных материалов (например, из конструктора «Лего»). Перед ребенком ставится задача — «забить гол», т.е. используя силы выдоха загнать мяч в ворота. Упражнение повторяется несколько раз.

«Дудочка»

Игра на музыкальном духовом инструменте. Рекомендуется использовать детский, так как он не требует специальной подготовки органов дыхания.

Пропевание гласных (А, О, У, И, Э) на разной высоте

Логопед сам может показать нужную ноту ребенку голосом, либо продемонстрировать ее с помощью любого музыкального инструмента. Ноты должны быть разной тональности, чтобы разница в их звучании была очевидна для ребенка и ее было просто передать голосом.

3. Прослушивание аудиозаписи «Капель».

Логопед предлагает угадать ребенку, что это за звук. Если ребенок не справляется, ему предлагается загадка:

Только за окошком 
Попустил мороз, 
Потекли сосульки 
Бусинками слез. 
Ну, а ты, дружочек, 
Отвечай теперь — 
Под моим окошком 
Что звенит? …
(Капель)

 — В какое время года бывает капель? (Весной)

 — А что еще происходит весной? (Тает снег, текут ручьи, растет трава, распускаются листья)

 — А как меняется жизнь животных весной? (Некоторые животные просыпаются от спячки)

 — А как меняется жизнь птиц? (птицы возвращаются в наши края)

 — А как называются птицы, которые улетают на зиму и возвращаются весной? (Перелетные). А птицы, которые зимуют у нас? (Зимующие).

Логопед: тема нашего сегодняшнего занятия «Перелетные и зимующие птицы».

4. Пальчиковая гимнастика 

Логопед: сейчас мы немного отдохнешь и сделаем зарядку для пальчиков. А поможет нам в этом птица-сорока.

Сорока-белобока
 Кашку варила, 
 Детишек кормила. 
 Этому дала,
 Этому дала,
 Этому дала,
 Этому дала,
 Этому дала.

 При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают  мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Выполняется поочередно для обоих рук.

Логопед: как думаешь, сорока – перелетная или зимующая птица? (Зимующая.)

5. Сопряженная и отраженная речь.

Логопед: Давай прочитаем вместе и отгадаем загадки про птиц. А потом ты расскажешь, перелётные это птицы или нет.

Каждое четверостишье прочитывается сначала целиком логопедом, потом сопряженно с ребенком, при этом речь скандированная и сопровождается хлопками. Затем то же четверостишье повторяется по строке: используется шепотная отраженная речь. При необходимости логопед акцентирует внимание ребенка на том, что в случае затруднения ему можно переходить на шепотную речь или возвращаться к скандированной.

Вот пернатый сел на сук 
И колотит: тук-тук-тук! 
Ищет пищу под корой 
Он голодною порой. 
(Дятел – Н (неперелетная)

Во дворе я — королева. 
Вон мой дом, на ветке слева. 
Птица в перьях серо-черных, 
Я умна, хитра, проворна. 
(Ворона — Н)

Посмотрите на балкон: 
Он с утра воркует тут. 
Эта птица — почтальон, 
Пролетит любой маршрут. 
(Голубь — Н)

Логопед: а каких перелетных птиц ты знаешь? (Ласточка, грач, соловей, утка, лебедь, трясогузка, зяблик и т.д.)

6. Итог занятия

Логопед:

 — Какая была тема нашего сегодняшнего занятия?

 — Что ты делал?

— Каких зимующих птиц ты запомнил? А каких перелетных?

— Что тебе понравилось? Что у тебя хорошо получилось? А над чем мы будем усердно работать в следующий раз?