Стёртая форма дизартрии: каша во рту

«Каша во рту» или смазанность речи – явление, которое в школе для слепых можно наблюдать едва ли не у каждого второго посетителя логопедического кабинета. С точки зрения неврологии причиной этому служат минимальные мозговые дисфункции и недостаточная иннервация мышц, участвующих в речи – не только артикуляционных, но дыхательных и фонационных, т.е. приводящих в работу голосовые складки. Стёртая форма дизартрии или, реже, дизартрический компонент речи – формулировки, которые можно встретить в логопедическом заключении такого ребенка. Познакомимся с ней поближе. 

У недоношенных детей даже в отсутствие каких-либо сенсорных и ментальных нарушений минимальные мозговые дисфункции будут скорее закономерностью, чем исключением. Поскольку основу контингента общеобразовательных классов школы для слепых составляют именно дети с ретинопатией недоношенных, дизартрия в её стёртой форме оказывается их частым спутником. 

У разных учащихся её проявления могут отличаться. И все же два важных для дифференциальной диагностики симптома будут неизменны: 

  1. Нарушения артикуляционной моторики, что может проявляться как в нарушении звукопроизношения, так и в своеобразном «запаздывании» или упрощение артикуляции, что создает впечатление той самой «каши во рту», заявленной в заголовке. 
  1. Нарушения речевого дыхания – здесь в первую очередь слух режет нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Дыхание может быть судорожным, слабым, посередине фразы (а иногда и слога) ребенку может требоваться дополнительный вдох. При более благополучном раскладе отмечается лишь слабость фонационного выдоха, что, как ни крути, делает «кашу во рту» еще более очевидной для случайного слушателя. 

Другие симптомы дизартрии, в том числе и стёртой, включают в себя: 

 – нарушения фонации – её слабость, прерывистость, своеобразное «истощение»: голос ребенка может быть хриплым, слабо интонированным; 

 – нарушение саливации, как правило проявляющееся в гиперсаливации, т.е. чрезмерном слюноотделении. 

 – различные неречевые симптомы, такие как нарушение внимания, снижение объёма памяти и повышенная утомляемость. 

Понимание проблемы дизартрии и отграничение её от других речевых патологий, имеющих в своём составе нарушения звукопроизношения, – в первую очередь, от дислалии, – актуально не только для логопеда, планирующего работу с ребенком, но и для родителей, задачей которых будет создание условий, способствующих максимальной компенсации речевого дефекта. Важно понимать, что даже стёртая дизартрия имеет под собой поражения центральной и периферической нервной системы, и недостаточность иннервации мышц речевого аппарата возникает именно вследствие этого. Ребенку с дизартрией недостаточно просто «поставить» звуки – очень часто незрячие школьники с «кашей во рту» владеют всеми артикуляционными укладами, которые требует от них русская фонетика. Необходимо уделять внимание общеукрепляющим занятиям, режиму дня, а также развитию мелкой моторики, ЛКФ, логопедическому и общему лечебному массажу.  

В структуре логопедического занятия, а также в ежедневной домашней отработке особая роль будет отведена комплексам артикуляционных и дыхательных (а при необходимости, фониатрических и др.) упражнений, направленных на поддержание речевых мышц в состоянии боевой готовности.  

Систематичность занятий, о которой без устали говорят педагоги, здесь приобретает особое значение – она важна также, как регулярные тренировки для спортсмена. Не получится научить мышцы работать слажено, если не тренировать их ежедневно.  

«Каша во рту» – устранимое явление. Но ради чистоты речи придется попотеть.