Чтение грифелем как цель и как средство

Есть такие замечательные учебные навыки, осваивая которые, мы получаем, как бонусы, определённое коррекционное воздействие на ребенка. Чтение грифелем – один из них. 

С чтением грифелем слепые дети впервые знакомятся уже в первом классе – ровно тогда, когда начинают работать в приборе для письма. Навык этот, в сущности, нехитрый и требуется в первую очередь для того, чтобы в заправленном приборе найти какую-либо часть написанного ранее текста – с целью продолжить писать строку далее, либо внести исправления. Кроме того, чтение грифелем активно используется при обучении незрячих школьников вычислению примеров в столбик. Необходимость перемещаться по примеру, читая цифры грифелем, требует хороших навыков ориентировки в малом пространстве, и очень часто именно из-за проблем с последней это часть математического гранита наук поддаётся учащимся с трудом.  

Проблемы, которые могут возникать у детей при чтении грифелем, исчерпываются не только трудностями с ориентировкой. Еще одно необходимое условия для овладения этим навыком – хороший контроль нажима грифеля на бумагу. Если нажим слабый, ученик не почувствует, есть точка под шилом грифеля или нет. Если же нажим будет чрезмерно сильным – дело закончится новой проколотой точкой в совершенно неподходящем для нее месте.  

Проиллюстрируем описанные выше проблемы конкретными ошибками: 

  1. Ученик не может найти строку (слово, букву) в заправленном приборе, и как следствие, не может продолжить писать с нужного места, либо при проверке не может «зачеркнуть» (шеститочием) ошибочно написанный символ. 
  1. Ученик прокалывает лишние точки в брайлемах, что порождает новые ошибки. 

В логопедической практике чтение грифелем может быть как средством развития ориентировки в малом пространстве, так и самой целью коррекционного воздействия. В любом случае следует включать в занятия дозированные по времени упражнения, направленные на совершенствование этого навыка. 

Начиная с более простых, можно выделить в первую очередь фонетико-графические упражнения, в которых учащемуся надо дописать слово или вставить пропущенную букву, а также дописать слоговую цепочку, либо двустишье. Усложненный вариант предполагает полноценную работу с деформированным текстом, в котором пропущены слова. Возможны и такие задания, в которых от ребёнка будет требоваться «доколоть» недостающую точку в уже написанном слове, либо «зачеркнуть» шеститочием ошибку.  

Все задания подготавливаются на тетрадных листах, чтобы после прочтения ребенок смог вставить лист в прибор, найти нужную часть строки (текста) грифелем и дописать слог (слово). 

Примеры заданий представлены ниже.

1. Запомни порядок гласных. Прочитай и допиши цепочки слогов. 

А – О – У – Ы 

ма – мо – му –  

да – до – ду –  

за – зо – зу –  


2. Вспомни алфавит. Впиши пропущенные буквы. 

А Б В Г Д _  Ё З Ж _ Й_ Л М _ О 


3. Допиши двустишья. 

1) В кладовой шуршала мышка, 

Под сосной лежала  

2) Капризуля наша Маша, 

У неё в тарелке  

3) Стоит в деревне старый дом, 

В сети к нам попался  

4) Дымится в миске кашка, 

С чаем стоит  

Подсказки: шишка, каша, сом, чашка. 

4. Почитай слова. Везде ли нужные удвоенные согласные? Зачеркни знаком ⠿ лишние буквы. 

Суббота, группа, длинна, тонна, ванна, галлерея, шоссе, масса, драмма, касса. 

Прим.: жирным выделены слова, в которых удвоенная согласная отсутствует. 

5. Прочитай слова. Доколи точки в неправильно написанных буквах, чтобы исправить ошибки. 

⠎⠁⠚⠂ ⠍⠕⠎⠂ ⠅⠕⠎⠾⠂ ⠉⠕⠚⠙⠾⠲ 

Дано: саж, мос, кось, цождь. 

⠏⠁⠚⠂ ⠝⠕⠎⠂ ⠇⠕⠎⠾⠂ ⠙⠕⠚⠙⠾⠲ 

После исправления: паж, нос, лось, дождь. 

6. Прочитай текст и слова для справок. Впиши в текст пропущенные слова. 

Первый снег 

Ночью выпал ___________ снег. Он _____________ и ______________. Снег украсил двор. На ___________ берёзке и дубках _____________ хлопья. Надеваю __________шубу, ___________ шапку, варежки и бегу на улицу.  

Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой. 

Упражнения, подобные этим, можно включать в логопедические занятия и не имея целью формирование навыка чтения грифелем. Например, при работе над темой “удвоенные согласные” упражнение №4 органично впишется в структуру занятия, внесёт определенное разнообразие в привычную для ребенка деятельность и, кроме того, добавит коррекционную направленность в логопедическую работу.