Есть такие замечательные учебные навыки, осваивая которые, мы получаем, как бонусы, определённое коррекционное воздействие на ребенка. Чтение грифелем – один из них.
С чтением грифелем слепые дети впервые знакомятся уже в первом классе – ровно тогда, когда начинают работать в приборе для письма. Навык этот, в сущности, нехитрый и требуется в первую очередь для того, чтобы в заправленном приборе найти какую-либо часть написанного ранее текста – с целью продолжить писать строку далее, либо внести исправления. Кроме того, чтение грифелем активно используется при обучении незрячих школьников вычислению примеров в столбик. Необходимость перемещаться по примеру, читая цифры грифелем, требует хороших навыков ориентировки в малом пространстве, и очень часто именно из-за проблем с последней это часть математического гранита наук поддаётся учащимся с трудом.
Проблемы, которые могут возникать у детей при чтении грифелем, исчерпываются не только трудностями с ориентировкой. Еще одно необходимое условия для овладения этим навыком – хороший контроль нажима грифеля на бумагу. Если нажим слабый, ученик не почувствует, есть точка под шилом грифеля или нет. Если же нажим будет чрезмерно сильным – дело закончится новой проколотой точкой в совершенно неподходящем для нее месте.
Проиллюстрируем описанные выше проблемы конкретными ошибками:
- Ученик не может найти строку (слово, букву) в заправленном приборе, и как следствие, не может продолжить писать с нужного места, либо при проверке не может «зачеркнуть» (шеститочием) ошибочно написанный символ.
- Ученик прокалывает лишние точки в брайлемах, что порождает новые ошибки.
В логопедической практике чтение грифелем может быть как средством развития ориентировки в малом пространстве, так и самой целью коррекционного воздействия. В любом случае следует включать в занятия дозированные по времени упражнения, направленные на совершенствование этого навыка.
Начиная с более простых, можно выделить в первую очередь фонетико-графические упражнения, в которых учащемуся надо дописать слово или вставить пропущенную букву, а также дописать слоговую цепочку, либо двустишье. Усложненный вариант предполагает полноценную работу с деформированным текстом, в котором пропущены слова. Возможны и такие задания, в которых от ребёнка будет требоваться «доколоть» недостающую точку в уже написанном слове, либо «зачеркнуть» шеститочием ошибку.
Все задания подготавливаются на тетрадных листах, чтобы после прочтения ребенок смог вставить лист в прибор, найти нужную часть строки (текста) грифелем и дописать слог (слово).
Примеры заданий представлены ниже.
1. Запомни порядок гласных. Прочитай и допиши цепочки слогов.
А – О – У – Ы
ма – мо – му –
да – до – ду –
за – зо – зу –
2. Вспомни алфавит. Впиши пропущенные буквы.
А Б В Г Д _ Ё З Ж _ Й_ Л М _ О
3. Допиши двустишья.
1) В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала
2) Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке
3) Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался
4) Дымится в миске кашка,
С чаем стоит
Подсказки: шишка, каша, сом, чашка.
4. Почитай слова. Везде ли нужные удвоенные согласные? Зачеркни знаком ⠿ лишние буквы.
Суббота, группа, длинна, тонна, ванна, галлерея, шоссе, масса, драмма, касса.
Прим.: жирным выделены слова, в которых удвоенная согласная отсутствует.
5. Прочитай слова. Доколи точки в неправильно написанных буквах, чтобы исправить ошибки.
⠎⠁⠚⠂ ⠍⠕⠎⠂ ⠅⠕⠎⠾⠂ ⠉⠕⠚⠙⠾⠲
Дано: саж, мос, кось, цождь.
⠏⠁⠚⠂ ⠝⠕⠎⠂ ⠇⠕⠎⠾⠂ ⠙⠕⠚⠙⠾⠲
После исправления: паж, нос, лось, дождь.
6. Прочитай текст и слова для справок. Впиши в текст пропущенные слова.
Первый снег
Ночью выпал ___________ снег. Он _____________ и ______________. Снег украсил двор. На ___________ берёзке и дубках _____________ хлопья. Надеваю __________шубу, ___________ шапку, варежки и бегу на улицу.
Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой.
Упражнения, подобные этим, можно включать в логопедические занятия и не имея целью формирование навыка чтения грифелем. Например, при работе над темой “удвоенные согласные” упражнение №4 органично впишется в структуру занятия, внесёт определенное разнообразие в привычную для ребенка деятельность и, кроме того, добавит коррекционную направленность в логопедическую работу.