Расширяя горизонты логопедического кабинета

Что делать, если ребёнок произносит звук правильно только на занятиях у логопеда?

Работа над формированием правильного звукопроизношения — процесс поэтапный. А именно, он состоит из трёх ступеней, каждая из которой становится фундаментом для последующей.

  1. подготовка артикуляционной базы (та самая нелюбимая многими детьми артикуляционная гимнастика, а иногда еще и логомассаж);
  2. постановка звука — механическая или естественная, по подражанию;
  3. и наконец, автоматизация звука.

О последней мы и поговорим сегодня.

Автоматизировать звук — значит, ввести его в речь. Сделать так, чтобы ребенок выговаривал звук правильно везде и в любом состоянии — спросонья, уставший или, напротив, в состоянии перевозбуждения от подарка на праздник.

Иногда это сложнее, чем кажется — причем не только для ребёнка, но и подростка, а нередко и для взрослого самосознательного посетителя логопедического кабинета.

Как писал русский классик: «Привычка свыше нам дана». И в нашем случае загвоздка именно в этом. Дефектное произношение звука, с которым жил малыш всё это время, есть ни что иное как привычка — безусловно, нехорошая, но от этого никак не менее стойкая. А избавляться от привычек — процесс, как известно, нелёгкий.

Как этап логопедической работы «автоматизация звука» включает несколько подэтапов. Сначала мы автоматизируем звук изолированно и даже не претендуем на то, чтобы ребёнок произносил его правильно в словах и фразах. Потом мы переходим к слогам: 1) прямым открытым (ра-ро-ру), 2) обратным, если они нужны (ар-ор-ур), 3) а также к слогам со стечением согласных (тра-тро-тру). Затем появляются простые короткие слова, которые со временем становятся всё длиннее и сложнее в плане произношения. В итоге мы переходим к фразам: сначала это короткие двустишья, чистоговорки и скороговорки. От них, наращивая объем и сложность материала, нужно перейти к пересказу маленьких рассказов и самостоятельной спонтанной речи — с автоматизированным нормативным звуком.

На этом последнем этапе и может возникнуть проблема, заявленная в предисловии. В кабинете, на занятии с логопедом или отрабатывая с родителем домашнее задание, ребёнок может следить за своей речью и произносить звук правильно. Во всех остальных случаях на месте нужного звука будет тот старый дефектный «собрат», появление которого в своей речи ребенок иногда может даже не замечать. А нередко и сами родители жалуются на то, что они как-то упускают из виду неправильное произношение, которое сами же так старались устранить.

Причина этого проста: на занятиях работает произвольное внимание, в бытовой жизни — непроизвольное. И особенность первого такова, что оно имеет свойство истощаться. Глупо требовать, особенно от дошкольника, чтобы он следил за своим звуком [Р] все 24/7. Но постепенно увеличивать время «ответственности»- неплохая идея.

Суть приёма, который помогает наладить правильное произношение за пределами логопедического кабинета, состоит в следующем. Мы договариваемся с ребенком, что теперь он будет говорить правильно не только в самом кабинете, но и, например, в ванной комнате, моя руки перед приемом пищи (занятием, после прогулки). Разумеется, за четкое выполнение новых условий ребенка ждет поощрение, в то время как наказание стоит однозначно исключить.

Постепенно, метр за метром, территория правильного произношения расширяется: теперь ребёнку надо следить за своим «проблемным» звуком не только в ванной, но и по пути в детский сад (школу), потом ещё и во время приёмов пищи, затем на основных учебных занятиях, потом в магазине. Так шаг за шагом мы достигнем последней и самой сложной зоны: говорить правильно во время игр и в любой неформальной обстановке. Именно эти случаи являются камнем преткновения для многих дислаликов, потому что забыться в игре или задушевной беседе с приехавшей в гости любимой бабушкой — проще простого. Только теперь за счёт поэтапности введения звука в речь контролировать его ребёнку гораздо легче. Не будет нервных перегрузов с вытекающим из них речевым негативизмом, в том числе в отношении логопедических занятий.

Как уже отмечалось выше, этот приём — совершенно необязательная часть логопедической работы. Бывает, что автоматизация не представляет никакой проблемы для ребенка, и его речь волшебным образом обогащается новым нормативным звуком самостоятельно. Это обусловлено множеством причин, в числе которых и та, что ответит на животрепещущий вопрос — а почему у ребёнка был нарушен именно этот звук? Ответ этот будет уникален для каждого, и всем тем, кому еще предстоит побороться с дислалией во любых её проявлениях, стоит взять описанное здесь, как минимум, на заметку. А лучше — на вооружение.