Где же поломка?

Почему одному ребенку хватает нескольких месяцев занятий у логопеда, а другому и года мало?

Мы работает не в ремонтной мастерской и гарантий, как и точных прогнозов дать не можем. И все-таки есть определенная закономерность между длительностью необходимой логопедической (и иной коррекционной) работы и тяжестью первичного дефекта.

Закономерность эта следующая: чем глубже поврежден механизм речеобразования, тем дольше придется его «чинить».

Но что же имеется в виду под речеобразованием?

Некогда, в прошлом веке на просторах нашей ещё советской страны жил и работал ученый по имени Алексей Алексеевич Леонтьев. Именно ему принадлежит одна из наиболее «рабочих» теорий порождения речевого высказывания.

Чтобы ответить на вопрос в аннотации, познакомимся с ней поближе.

  1. Речь начинается с мотива.

Именно так! Не со слова и даже не с мысли – а с мотива, т.е. с желания, побуждения сказать что-либо. У маленького ребенка речевой мотив возникает тогда, когда ему нужно удовлетворить какую-то физиологическую потребность. У взрослого человека потребности уже другого порядка. Но суть остается неизменна. Почти как в анекдоте. Нет нужды – нет и речи.

Вовочка не говорил до пяти лет. И вдруг за завтраком говорит:
— А почему мне в чай сахар не положили?
Обрадованные родители:
— А что же ты раньше-то молчал?
— А раньше всегда клали.

Именно поэтому при глубоких формах умственной отсталости речь, несмотря на комплексную работу специалистов, может и не появится. Мотив – штука сложная, и слаженная работа центральной нервной системы, – важное для него условие.  

2. За мотивом следует замысел.

На этом этапе человек еще не имеет четко структурированного высказывания, но уже понимает, о чем будет говорить. Если речь нарушена на этом этапе, работа также займет продолжительное время.

3. Этап внутреннего программирования.

Звучит почти как в IT-сфере и не случайно. На этом этапе возникает схема высказывания. Но схема эта совершенно далека от того, что мы получим на выходе. Лексико-грамматического оформления еще нет. Мысль не переведена в слова. Сознание оперирует образами.

На этом этапе происходит следующее:

Выбор смысловых единиц (образов).

— Определение главного и второстепенного – выстраивание иерархии в высказывании.

Определение последовательности отображения смысловых единиц в высказывании.

Но помним, слов в привычном понимании еще нет. Есть т.н. код внутренней речи, схемы-образы, но даже для выстраивания такой модели требуется активная работа высший психических функций – в первую очередь, мышления.

Речевые дефекты, связанные с нарушением порождения речевого высказывания на этом этапе, требуют длительной коррекции и зачастую – работы не только с логопедом, но и дефектологом, психологом.

4. Лексико-грамматическое развертывание речевого высказывания.

На этом этапе человеческий мозг выполняет непростое задание по подбору лексических единиц, выстраиванию их согласно схеме, которую мы получили в п. 3, и – что немаловажно – установлении между словами грамматической связи.

Нарушения речи, наблюдающие на этом уровне, сравнительно хорошо поддаются коррекции даже у лиц с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

5. Реализация высказывания во внешней речи.

И вот, после всего пережитого, мы наконец на финишной прямой. Здесь тоже не все просто: чтобы озвучить желаемое, человеческому мозгу надо заставить работать сразу три отдела – дыхательный (речевой выдох), фонационный (голосовые складки) и артикуляционный (губы, язык, челюсть и другие органы артикуляции). Причем работать эти три отдела должны в дружественном единении, а иначе речь может выйти с запинками, а то и вовсе не прозвучать. Дислалия, заикание, полтерн, дисфония (афония) – вот хороший пример речевых нарушений, которые возникают при «поломке» на этом заключительном этапе. И хотя даже здесь выраженность нарушений может быть вариативна (легкая и тяжелая форма заикания, полиморфная дислалия и обыкновенное искажение сонора [Р]), работа здесь будет очевидно проще, а прогноз – яснее. Настолько, насколько ясным может быть прогноз, если мы говорим о самом сложном механизме в природе – человеке.

Какой же итог?

Речь – сложная и эволюционно наиболее поздняя высшая психическая функция. И как психическая функция она может быть нарушена на разных уровнях. Чем ближе «поломка» к исходной точке – мотиву – тем сложнее задача для логопеда и родителя. Понимать это – не значит драматизировать или лишать себя надежды, напротив – это значит, видеть путь, который предстоит пройти с ребенком, яснее и четче.