Речевая среда – 90% успеха

Что такое речевая среда, для кого она особо важна и как её правильно организовать? Родителям детей с интеллектуальной недостаточностью, а также всем неравнодушным посвящается.

Речевая среда – это речь, которая окружает ребенка во всех сферах его жизни, будь то семья, школа, детский коллектив, а также телевидение, СМИ, радио и т.п. Одним словом, эта вся речь, которую воспринимает ребенок, во всем её многообразии.

Правильная речевая среда очень важна как для нормативного речевого развития, так и при коррекции большинства речевых расстройств. Например, при постановке звука очень важно, чтобы ребенок слышал только нормативное произношение. Для ребенка с патологически ускоренной речью (тахилалией) важным будет организация всей жизнедеятельности в плавном размеренном темпе. И, наконец, для ребенка с умственной отсталостью (в особенности, умеренной или глубокой формы) необходима речевая среда, которая будет доступна его пониманию.

О последнем случае и поговорим сегодня.

В речи любого человека можно выделить две существенно разных составляющих:

 — экспрессивная или собственная речь – то, что мы сами можем сказать.

 — импрессивная речь – то, что нам доступно понять.

Тем не менее, оба этих компонента едины и неразлучны.

Экспрессивная речь развивается только вслед за импрессивной. Между ними существует определённый разрыв (уровень понимания речи всегда выше, чем владение речью собственной). В зависимости от речевого дефекта этот разрыв может быть больше или меньше, но сформулированный выше вывод от этого не меняется.

Речевая среда должна быть доступной для понимания ребенком.

Если ребенок разговаривает только аморфной фразой из одного-двух слов, не стоит во взаимодействии с ним использовать увесистые предложения, осложнённые однородными членами и деепричастными оборотами. Ошибочно думать, что чем сложнее речевой материал, предъявляемый ребенку, тем быстрее потянется вслед за этим его собственная речь. В дефектологии есть два фундаментальных понятия – зона актуального и зона ближайшего развития. Первая – это то, что ребенок уже умеет, а вторая – то, чему он может научиться в ближайшее время. Связь между первой и второй нерушима.

И для того, чтобы развитие (обучение) ребенка было максимально эффективно, нужно сделать одну простую вещь: спуститься на ту ступень, где сейчас находится ребенок, а затем – подняться на ступень выше. Поздравляю, вы в зоне ближайшего развития! И вот теперь можете тянуть чадо за собой.

Как же правильно организовать речевую среду и найти ту самую ступеньку?

Здесь все предельно просто – ничего сами вы организовывать и не должны. Достаточно будет попросить рекомендаций логопеда/дефектолога/учителя – одним словом, тех специалистов, которые работают с вашими детьми. Единство требований – залог успеха.

«Как мне лучше общаться дома с ребенком?»

Еще нагляднее – посетить занятия самостоятельно и увидеть весь процесс воочию. Речевая среда – это ведь не просто речь сама по себе, но и предметно-манипулятивная, игровая, социально-бытовая и, позже, учебная деятельность. Как орудие мышления и средство коммуникации, речь никогда не развивается в отрыве от жизнедеятельности ребёнка. И если на занятиях грамотно выстроенная инструкция – задача педагога, то дома эту роль берет на себя родитель.

Речь должна сопровождать большинство режимных и бытовых моментов.

Подведём итоги:

  1. Для эффективности логопедических (и иных коррекционных) занятий необходимо правильно организовать доступную речевую среду дома.
  2. Рекомендации по этому вопросу следует получить у специалиста, который работает с ребенком.
  3. Речь должна сопровождать совместную деятельность с ребенком и быть доступной его пониманию.
  4. Важна систематичность: речевая среда не принесет результат, если сегодня вы следуете выше обозначенным правилам, а завтра – нет.