Предметные и сюжетные рисунки на логопедическом занятии в школе для слепых

Предметные и сюжетные картинки активно используются для решения логопедических задач в работе со зрячими детьми. Эффективны ли они на логопедическом занятии в школе для слепых? 

В работе со зрячими детьми, страдающими различными речевыми расстройствами, отдельный блок занимают задания, стимульным материалом которых являются сюжетные и предметные картинки. 

Предметные картинки, которые можно увидеть в примере ниже, чаще всего используются при пополнении и актуализации словарного запаса ребенка, а также в коррекции произносительной стороны речи на этапах автоматизации и дифференциации звуков. 

Предметные картинки для автоматизации звука [P]

Виды заданий: 

  1. Найди предметы, в названии которых есть звук [Р]; 
  1. Назови предметы (все слова содержат звук [Л], который проходит автоматизацию). 

Сюжетные картинки активно используются в работе по развитию связной речи. 

Виды заданий: 

  1. Посмотри на картинку и составь рассказ про семью; 
  1. Разложи картинки в правильном порядке. Расскажи, что случилось. 
Сюжетная картинка
Серия сюжетных картинок

В ходе работы, в зависимости от уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, логопед может оказывать последнему различную помощь в виде вопросов – наводящих или опорных.  

Использование сюжетных картинок в качестве наглядности на логопедических занятиях – многолетняя практика, отлично зарекомендовавшая себя и при грамотном подходе демонстрирующая хорошие результаты в развитии связной речи даже у детей с умеренной степенью умственной отсталости. 

В школах для слепых также активно используется наглядность. В ее числе не последнее место занимают тактильные иллюстрации, которые с точки зрения содержания также можно разделить на предметные и сюжетные картинки. 

Если же рассматривать способ создания тактильных рисунков, следует выделить: 

  1. рельефные рисунки, 
  1. точечные рисунки.  
Рельефные рисунки
Точечный рисунок — иллюстрация в книге

Как следует из названий, первые созданы с помощью рельефа, вторые – с помощью точек, как буквы брайлевского алфавита. Вопреки расхожему заблуждению, рельефные рисунки не являются более простыми и доступными для понимания слепыми детьми по сравнению с точечными иллюстрациями. Чтение и тех, и других – сложный процесс, которому учащихся начальной школы целенаправленно обучают как на уроках в рамках основных учебных дисциплин, так и на коррекционных занятиях. И основная сложность – в специфике восприятия слепыми людьми, которое не является симультанным, как у зрячих, а может быть только сукцессивным – последовательным и потому фрагментарным. Иными словами, при рассматривании тактильного рисунка слепой человек не может увидеть изображение целиком, глобально, как это доступно зрячему. Не имея соответствующего перцептивного опыта, слепой также не в состоянии «сложить» фрагменты рисунка в цельное изображение, как бы это сделал зрячий человек, закрывший глаза и рассматривающий рисунок вслепую, но прежде все же увидевший его. Некорректно будет говорить, что образ, сложившийся в представлении слепого, будет искаженным – нет, скорее, он просто качественно отличается от образа, доступного и понятного зрячему. Этот факт и большие временные затраты, необходимые слепому для полноценного прочтения рельефных рисунков, накладывают ряд ограничений на использование последних в качестве стимульного материала для решения непосредственно логопедических задач.  

В условиях ограниченного времени занятия автоматизацию (дифференциацию) звуков целесообразнее проводить на вербальном материале, используя задания вида: 

  1. Придумай слова, начинающиеся на звук [Р]; 
  1. Послушай рассказ. Постарайся запомнить слова со звуком [Л]; 
  1. Хлопни в ладоши один раз, если услышишь звук [С]. Хлопни дважды – если услышишь звук [Ш]. 

Работу по развитию связной речи и пополнению (активизации) словаря лучше проводить на объемной наглядности: игрушках, муляжах, натуральных предметах. Можно устраивать инсценировки сказок, проводить дидактические игры на заданную тематику («Парикмахерская», «Магазин», «Огород»). В более старшем школьном возрасте следует постепенно переходить к вербальным заданиям, в том числе подразумевающим работу с текстом (пересказ прочитанного, составление рассказа по заданному плану и т.п.). 

Задания, включающие чтение тактильных рисунков, стоит включать в занятие дозированно, а их целью ставить развитие мелкой моторики учащегося и его ориентировки в малом пространстве. Таким образом, работа с тактильной наглядностью будет более уместна и оправдана с точки зрения временных затрат при тактильной дислексии и её профилактики.