Орфографическое чтение

Всем известно – для того, чтобы грамотно писать, нужно много читать. Пожалуй, это самый естественный и ненавязчивый способ получения той самой мифологической «врождённой грамотности», которая есть ни что иное как приятный бонус от функционирования зрительной (а в случае слепых детей – тактильной) памяти. Но иногда случается так, что ребенок читает много, правила русского языка знает на «отлично» и при анализе текста находит все спрятавшиеся в нём орфограммы, однако эти навыки никак не помогают ему писать грамотно. В чём тут загвоздка?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мысленно переместимся на урок письма в 1-ый класс и посмотрим, как дети учатся списывать текст или писать его по памяти. Эти виды работы обязательно предваряет подробный разор текста. Все слова читаются по слогам – так, как пишутся (а не так, как слышатся), проговариваются все заглавные буквы, знаки препинания. В идеале проговорить текст таким образом должен каждый ученик, а учитель тщательно контролирует правильность этого процесса.

Да, исторически сложилось так, что русская речь «икающая» и «акающая», поэтому мы говорим «малако», и на уроке чтения мы прочитаем именно так. Но как только начнётся урок письма, мы будем читать – «мо-ло-ко«. Для того, чтобы потом правильно записать это слово.

Это и есть орфографическое чтение.

Поначалу, когда ребенок только учится грамоте, он диктует себе все, что пишет, вслух – и именно таким способом. В слове «солнце» обязательно произносится непроизносимая согласная, а в слове «пишется» – три последние буквы, чтобы вместо них никто случайно не написал «ца«. Со временем проговаривание вслух переходит на шёпот, затем на беззвучную артикуляцию, а после – становится полностью «мысленным» и неосознанным. Этот переход извне вовнутрь, в психологии именуемый интериоризацией, является фундаментальным в процессе становления какой-либо психической функции – в нашем случае, одной из составляющих письменной речи. Если по каким-то причинам ребёнок не прошёл все промежуточные этапы, орфографическое чтение не закрепляется у него в качестве эталона при осуществлении процесса письма, и его место занимает чтение орфоэпическое, при котором слова будут писаться так, как произносятся.

Ученик, который сегодня пишет диктант на «2», а завтра на «4» или даже на «5», и которого отправляют к логопеду с диагнозом «невнимательный» с большой вероятностью может оказаться именно таким ребёнком. В моменты повышенной собранности он может писать грамотно, но чуть истощается его внимание – он снова возвращается к мысленному офроэпическому проговариванию записываемых слов. И не осознает это нисколько.

Как ему помочь?

Задача простая и одновременно сложная:

  1. Обучить ребенка орфографическому чтению, если он им до сих пор не владеет.
  2. Автоматизировать – закрепить этот навык.

Первый пункт простой, а второй – сложный, потому что заниматься следует ежедневно. Если домашнее задание по русскому языку предполагает списывание или письмо по памяти, можно использовать его. В ином случае стоит обратиться к текстам для списывания, либо к логопедическим диктантам.

План работы с текстом универсален:

1. Самостоятельное чтение про себя.

2. Орфографическое чтение, паузы после каждого слова.

3. Орфографическое чтение, паузы на знаках препинания.

4. Вопросы по содержанию текста.

Четвёртый пункт не следует игнорировать даже учащимся средней школы, потому что орфографическое чтение коварно тем, что может перетянуть всё внимание именно на сам процесс проговаривания слов – в то время как содержание текста, занимая эпизодическую роль, совершенно не отложится у ребёнка в памяти.

Также важно помнить, что проговаривать текст можно беззвучно, но сохраняя активное артикулирование. В основе орфографического чтения как методики лежит именно артикуляционная память – особый вид памяти моторной. А если сказать проще – движения запоминаются лучше всего. Поэтому – больше движений!