Полтерн: когда речь обгоняет мысль

В логопедии есть группа занимательных речевых расстройств, объединенных термином «темпо-ритмические». Одно из них широко известно — это заикание. А все остальные нужны для того, чтобы вас запутать.

Полтерн — это патологически ускоренная речь с запинками, частный случай другого речевого расстройства — тахилалии.

В идеальном мире ни логопеды, ни, тем более, врачи-неврологи, в компетенции которых и лежит постановка разнообразных речевых диагнозов, полтерн с заиканием не путают, потому что заикание — это речевые запинки судорожного характера, в то время как полтерн — запинки несудорожные и обусловленные преимущественно повышенной скоростью речи. В нашем же мире возможно всякое, поэтому небольшой обзор механизмов обоих речевых расстройств не помешает.

Тахилалия возникает как следствие нарушений процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе ребенка. Возбуждение патологически преобладает, а вот с торможением дела обстоять с точностью наоборот. Как следствие, речь ускорена — и это влечет за собой характерные ошибки.

Существует два вида этого речевого нарушения.

  1. Баттаризм (парафазия) — ускоренная речь, при которой человек «проглатывает» и меняет местами слоги, а иногда и целые слова. Помимо прочего, особую роль здесь играет нарушение речевого внимания — как в механизме нарушения, так и на этапе коррекционного воздействия.
  2. Полтерн, что в переводе означает «спотыкание», как было сказано выше, есть ускоренная речь с запинками несудорожного характера. Монолог человека, страдающего этим расстройством, будет изобиловать необоснованными паузами, «спотыканиями», нередко аграмматизмами и различными междометиями («А-а», «э-э»), призванными заполнить неловкую паузу. Причина этому проста: фраза уже озвучена, а что там дальше — ещё не придумано. Для полтерна также характерно наличие каких-нибудь дополнительных проблем (например, нарушения общей/артикуляционной моторики или речевого внимания).

Заикание, в отличие от выше описанных речевых расстройств, возникает как следствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Причины этого различны, как и локализация судорог, которые могут возникать в органах дыхания, артикуляции и голосообразования — одним словом, везде. На этом их разнообразие не заканчивается. Ещё судороги бывают:

  • тонические, которые весьма похожи на речевое «спотыкание», потому что судорога, которая поражает в этот момент какую-либо мышцы (группу мышц) говорящего создает внезапную паузу, причем гораздо чаще это происходит на согласных звуках и в начале слова:

Д—ым, г—олос.

  • клонические, которые потому так и называются, что они ни к месту «клонируют» отдельные звуки или слоги в речи говорящего:

Ды-ды-ды-ы-м, го-го-голос.

  • смешанные, которые объединяют в себе описанное выше.

Такая нетяжёловесная характеристика уже может помочь в разграничении интересующих нас расстройств. Внимательный читатель тут же отметит тот факт, что заикание само по себе никакого ускорения не предполагает. В то время как при тахилалии именно ускорение темпа речи (причем, патологическое — то есть, значительное, явное и, к сожалению, плохо контролируемое говорящим) является причиной «спотыканий» и парафазий. Это порождает еще одну закономерность: у человека с тахилалией, как правило, не возникает заминок «на старте», а вот заикающимся гораздо труднее начать говорить. Наконец, существенным отличием является тот факт, что внимание к собственной речи, обстановка, внушающая оратору чувство ответственности, окажет на человека с тахилалией положительное воздействие. А вот на заикающегося — отрицательное. Зато в уютной домашней атмосфере все будет с точностью наоборот.

Вместо заключения…

Тахилалия и заикание действительно очень похожи во внешних проявлениях, в речевых симптомах — настолько, что даже логопедическая работа в их случаях имеет несколько одинаковых этапов. И все же неслучайно в классификации речевых расстройств они отграничены друг от друга. Различия в причинах, механизмах речевой патологии закономерно порождают различия в прогнозах и системе коррекционного воздействия.

Иногда, когда природа делает сходство особенно обескураживающим, на помощь приходит метод наблюдения. Как ребенок говорит в школе, дома, у врача в кабинете? Не каждый случай речевой запинки — заикание. И теперь вы знаете об этом немного больше.