О наиболее частой проблеме, наблюдающейся в произношении незрячих первоклассников – искажении твёрдых звуков [Л] и [Р].
В логопедии есть такое понятие как звуки позднего онтогенеза. Этим почётным званием награждены в том числе и вышеупомянутые соноры [Л] и [Р]. Даже если с речью ребенка все совершенно точно и однозначно в порядке, два этих звука не будут спешить. Пять и, по данным некоторых авторов, шесть лет – нормальный срок для их появления у ребёнка. Но иногда случается так, что без посторонней помощи эти два звука появляться никак не желают. Почему? Ответ прост. Для нормативного произношения звука [Л] крайне важно одно условие:
- Уверенный подъём кончика языка к твёрдому нёбу.
А для звука [Р] добавляется ещё и второе:
2. Сильный направленный выдох.
И если с правильным выдохом все более-менее понятно, то просьба поднять кончик языка и поставить его за верхние зубы (а точнее – на бугорки за зубами, которые называются альвеолы) нередко вызывает массу затруднений. И если у зрячего ребенка эта проблема может быть обусловлена слабостью мышц языка, то у слепого существует ещё один негативный фактор – а именно, отсутствие зрительной опоры.
Уже в раннем детстве, стараясь повторить за взрослыми простейшие и самые первые свои слова – ребенок не только вслушивается в речь родных. Он ещё и внимательно всматривается в их лица. Речь формируется по подражанию – слуховому и зрительному, и второе ничуть не менее значимо, чем первое.
Что же мы получаем в его отсутствии?
Слепой ребенок, лишённый зрительной опоры, затрудняется в том, чтобы поставить язык в нужное место, а выговорить его ну очень старается. Так возникают искажения – звуки неправильные, ненормативные и нетипичные для русской фонетической системы, но чем-то всё же похожие на столь желанные [Л] и [Р].
Искажение Л чаще всего происходит следующим образом: язык не поднимается к альвеолам, губы округляются, на выходе мы получаем нечто среднее между звуками [В] и [У]. Анимация ниже иллюстрирует этот дефект.
У дефектного [Р] куда больше вариаций, а вот визуально разоблачить искажение непросто, так что тут обойдемся скупыми словесными характеристиками, но попробуем сократить все многообразие до двух пунктов:
- Одноударное [Р] (не хватает выдоха – > не возникает характерная вибрация кончика языка – > звук есть, но «рычания» нет);
- Горловое, щечное, губное и прочее [Р] (вибрация есть, но либо язык находится в неправильном месте, либо эту самую вибрацию производит не он, а какой-то другой артикуляционный орган – щека, мягкое нёбо и далее по списку).
Ну что же, с дефектами познакомились. В следующий раз узнаем, как с ними распрощаться.
А пока – будьте внимательны к речи своего ребенка. Не только слушайте, но и смотрите.