Эхолалия и тысяча заблуждений

Что такое эхолалия и в какие именно заблуждения она вводит непросвещённых?

Прежде, чем ответить на вопрос, поставленный в аннотации, хочется задать ещё один – для чего вообще нужна речь?

Подумайте и ответьте на него. Уверена, многие не ошибутся.

Правильный ответ: речь нужна, чтобы общаться с другими людьми. Говорить и слушать, объяснять и учиться, доносить свои идеи, мысли, проблемы – общаться.

Главная функция речи как высшей психической функции именно эта – коммуникативная. Кроме неё есть ещё много других: номинативная, позволяющая нам называть разные предметы и явления словами; регулирующая, благодаря которой мы можем контролировать свою (или чужую) деятельность словесной инструкцией; планирующая и т.д. Но всё же главной неизменно будет та, что уже упомянута – коммуникативная.

Теперь вернёмся к эхолалии. В самом названии термина уже спрятана подсказка, ведь слово «эхо» прекрасно всем знакомо. Итак, эхолалия – речевой симптом, при котором речь, прямо как эхо, состоит из обрывков услышанных ранее фраз.

Ребёнок, чья речь заслуживает характеристику «эхолаличная», автоматически повторяет фразы, которые некогда услышал от родителей, педагогов, по радио или телевизору – где угодно. У незрячих детей, чья слуховая память, в силу их слепоты, развита куда лучше, чем у зрячих, такие эхолаличные отрывки могут быть весьма внушительными по размеру. То же самое можно сказать о детях с интеллектуальным недоразвитием. Ну, а при комбинации двух этих дефектов мы нередко получаем прекрасного диктора, с выразительностью рассказывающего, к примеру, про кота учёного, что ходит по цепи кругом… и совершенно не понимающего, о чём он говорит!

В этом и заключена главная опасность эхолалии. Речь, полностью эхолаличная, не является речью в её научном понимании, ведь она не выполняет основную функцию речи – коммуникативную. Дети, как диктофоны, воспроизводят некогда услышанный текст, но у них нет никакого понимания сказанного, что несложно выявить в ходе беседы. По сути, они просто запоминают и воспроизводят звуковую оболочку текста. Однако если такая речь грамотна и выразительна (а выразительность – это то, что отлично даётся незрячим), то она может запросто ввергнуть непросвещённого слушателя в заблуждение, которое на самом деле всего одно, но по негативным последствиям заменит не одну тысячу:

«У ребёнка отличная речь!»

Как водится, последствия поджидают в начальной школе. Толкование смысла прочитанного, анализ задач, установление закономерностей на уроках окружающего мира – всё это требует высокого уровня словесно-логического мышления, которое у ребёнка-эхолалика не сформировано. И тут будет уместно вспомнить главное правило психолого-педагогической помощи, которое выглядит предельно просто:

Чем раньше помощь – тем она эффективнее.

Понимание того, что речь начинается там, где начинается взаимодействие с социумом – в общении со взрослыми и ровесниками, в игре, в бытовых моментах – поможет не обмануться и, если это нужно, вовремя обратиться к специалисту.

Безусловно, эхолаличная речь – явление сравнительно редкое и сигнализирующее о серьёзных проблемах в развитии ребенка. Куда чаще встречается другая проблема, описанная в тифло-литературе множество раз – вербализм. Путать их не стоит. Суть последнего, если коротко, в следующем: ребёнок использует слово, но не всегда к месту. А все потому, что смысл этого слова не понимает до конца или не понимает вовсе.  Проблема решается просто – нужно объяснить и, по возможности, показать. Добавить к слову какое-то наполнение. Слово «сова»? — показать чучело совы. Слово «шершавый»? — дать потрогать шершавую поверхность. Именно поэтому в школе для незрячих так много коррекционных занятий, направленных на пополнение представлений об окружающем мире. Стоит ли добавлять, что проблема эхолалии не решится так же просто? Это сложная проблема и, пожалуй, к ней мы ещё вернемся.

А пока – будьте внимательны к речи своего ребенка. Разговаривайте и задавайте вопросы.