Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи», расчитанный на учащихся со стертой формой дизартрии и включающий элементы логопедического массажа.
Цель: автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
— автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и связной речи;
— развивать мелкую моторику рук, артикуляционную моторику и мимические мышцы лица;
— развивать мелодико-интонационную сторону речи;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— пополнять и актуализировать словарный запас, развивать связную речь.
Образовательные:
— формировать навык связного пересказа (повествовательного текста).
Воспитательные:
— воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
— учить ребенка объективно оценивать собственную речь.
Оборудование: медицинские перчатки и салфетки (для проведения массажа), программа «My Piano», дидактическое пособие «Фонетические рассказы и сказки» (Н.Созонова, Е.Куцина, Н.Хрушкова).
Ход занятия
- Орг. момент и введение в тему.
— Сегодня учиться произносить наш проблемный звук помогут друзья. Что это за друзья, угадай, послушав загадки.
Носят серенький жилет,
А у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар,
И кричат: «Кар-кар! Кар-кар!» (Вороны)
Кто на елке на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
— Вороны, воробей, кукушка – как их назвать одним словом? (Птицы.) Правильно, и сегодня разные птицы будут помогать тебе учиться правильно произносить звук [Р].
— Скажи, как правильно произносится звук Р? (Нужно поставить кончик языка за верхние зубы и сильно выдохнуть, чтобы он задрожал).
— Какой это звук – гласный или согласный?
— У него есть мягкая пара? Назови.
— Очень хорошо, но прежде чем мы начнем произносить этот сложный звук, нам нужно подготовить наши язык, губы и щеки.
- Сегментарно-рефлекторный логопедический массаж: воротниковой зоны, лица, губ, массаж языка с включение изотонических упражнений (см. прил. 1).
- Автоматизация звука в слогах со стечением согласных.
Цепочка слогов:
НА ПОЛЯНКЕ ДЯТЕЛ ЖИЛ,
ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ.
ОЧЕНЬ С ГОЛУБЕМ ДРУЖИЛ.
ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ЛЕТАЛИ,
РДА – РДО – РДУ – РДЫ.
ВМЕСТЕ ДРУЖНО ПОВТОРЯЛИ:
РДА – РДО – РДУ – РДЫ.
Ребенок повторяет сначала по одной строке вслед за логопедом, затем по две строки.
- Развитие связной речи. Работа с текстом «Умная ворона» из пособия «Фонетические рассказы и сказки» (Н.Созонова, Е.Куцина, Н.Хрушкова).
— Сейчас я прочитаю тебе рассказ, который тоже будет посвящен одной птице. Он называется «Умная ворона». Послушай и попробуй пересказать его.
Чтение рассказа.
Умная ворона
У Вовы есть маленькая собачка. В воскресенье Вова гулял со своей собачкой во дворе. Он случайно выронил повадок. В это время к собаке подлетела ворона и схватила повадок. Птица держала повадок в клюве и летела. А собачка весело визжала и бежала за вороной. Вдруг ворона увидела на кормушке хлебные крошки. Она вернула повадок Вове, а сама полетела к кормушке. Вот какая умная ворона!
После прочтения логопед предлагает ребенку самостоятельно пересказать рассказ. В случае затруднения задаются опорные вопросы:
— У кого маленькая собачка?
— Где гулял Вова?
— Что выронил Вова?
— Что сделала ворона?
— Как повела себя собака?
— Почему ворона вернула поводок Вове?
6. Развитие силы голоса. Игра «Громко – тихо».
Логопед: «А скажи, знаешь ли ты, как вороны разговаривают? Можешь изобразить?»
Ребенок произносит «Кар» и логопед предлагает ему сыграть в игру «Громко – тихо».
Слово несколько раз произносится отраженно за логопедом. Сначала шепотом, затем – в полный голос.
- Развитие модуляции голоса. Игра «Пианино».
Логопед: «Скажи, тебе нравится петь на уроках музыки или на занятиях хора? А на каком музыкальном инструменте играет ваш учитель? (На пианино) У меня здесь тоже припасено пианино. Правда, ненастоящее. Сейчас я буду нажимать на пианино ноты разной высоты, а ты попробуй пропеть слоги, которые мы только что проговаривали вместе».
Каждый слог произносится отраженно за логопедом.
Цепочка слогов: ра, ро, ру; дра, дро, дру; дра, дро, дру.
- Обобщение. Поведение итогов занятия.
— Скажи, чем мы сегодня занимались? (Произносили слоги, пересказывали рассказ, играли в игры «Громко-тихо» и «Пианино»).
— Какой звук ты учился правильно произносить сегодня?
— Какой это звук – согласный или гласный? Мягкий или твердый? Назови его мягкую пару.