Линейность брайля

Линейность рельефно-точечного шрифта Брайля – одна из его наиболее любопытных особенностей. О том, что она собой представляет и какую специфику накладывает на образовательный процесс, читайте ниже.

Под линейностью брайля понимают его запись строго в одну строку (линию) и отсутствие каких-либо над- и подстрочных символов. Это обусловлено в первую очередь особенностью восприятия слепых при чтении текста. Если зрячий человек, владеющий беглым чтением, воспринимает целиком фразу, то слепой в один отрезок времени может прочесть ровно один символ. Поэтому шеститочие брайля имеет строго определённый размер (диаметр точки 1,2 мм, а расстояние между точками 2,3 мм) – именно такие габариты являются достаточными, чтобы их было легко распознать, но при этом не настолько крупными, чтобы не уместиться под пальцем слепого. Любые надстрочные и подстрочные знаки будут усложнять восприятие написанного и существенно замедлять его. Письмо в приборе брайля по тем же причинам предусматривает только линейный способ записи.

Для обозначения подстрочных и надстрочных символов, изменения способа начертания (курсив, полужирный) и прочих не умещающихся в строгую линию явлений в брайле чаще всего используется принцип парного тегирования*, хорошо знакомый многим благодаря развитию и популяризации информационных технологий.

Этот принцип прост: значение, которое необходимо выделить каким-либо образом, заключается в теги. Рассмотрим на примере.

Предложение Иван рубил дрова. на брайле будет выглядеть так:

(Иван) ((рубил)) дрова.

Подлежащее Иван заключено в одинарные математические скобки (комбинации точек 126 и 345), сказуемое рубил – в двойные математические скобки. Также в начале предложения стоит признак заглавной буквы (4,5 точка) и он внутри скобок.

Схожим образом выделяются части речи, некоторые части слова, подчеркиваются буквы – например, безударные гласные.

Если по прочтении выше написанного у вас складывается ощущение, что линейность Брайля добавляет лишние хлопоты в и без того нелегкую жизнь слепого ребенка, это ощущение не обманчиво. Записать предложение и вслед за этим подчеркнуть в нем подлежащее со сказуемым намного проще, чем писать текст, одновременно удерживая в памяти и реализуя ту же самую задачу. Характерная ошибка, которую допускают многие учащиеся младшей школы – не открыть или не закрыть тэг, в конкретном случае, одинарную или двойную скобку.

С целью предупреждения подобных ошибок используются следующие приемы.

  1. Текст и грамматическое задание к нему предварительно разбираются под контролем педагога; совместно с учащимися проговариваются все тэги, которые необходимо записать.
  2. В начальной школе при изучении новых тем возможна запись под диктовку. Учитель делает акцент на тех участках текста, где теги открываются и закрываются. В дальнейшем эта роль переходит к одному из учащихся.
  3. Грамматическое задание выполняется отдельно (как в диктанте): текст переписывается заново, но уже с необходимыми тегами. Например, после списывания текста из последнего повторно выписывается второе предложение, в котором выделяются главные члены.

Главное, что должен усвоить незрячий ученик, и на что следует обратить внимание педагогу (родителю) в ходе самоподготовки – любое задание должно прочитываться до конца. Нередко в учебниках по русскому языку грамматическое задание идет после текста, но подразумевает работу с ним (подчеркнуть главные члены, надписать части речи над словами и пр.). Чтобы избежать ситуации, в которой придется переписывать всю работу, необходимо сформировать у учащихся привычку предвидеть такие моменты.

Систематичное повторение позволяет закрепить этот навык уже в первые годы школьного обучения, и к выпуску у некоторых незрячих учеников есть все шансы превратить главный подводный камень брайля в свое весомое преимущество. В конце концов, линейность – отличительная черта не одного только брайля, а любого языка программирования.


*термин «тегирование», разумеется, не используется в образовательном процессе и приведен здесь для более точного и ёмкого описания явления.