Нейрогимнастика или, проще говоря, пальчиковая гимнастика – это ряд упражнений для развития мелкой моторики, хорошо знакомый учащимся младшей школы. Цель такой гимнастики на уроке – разогреть мышцы рук, подготовить их к письму или же – напротив – снять напряжение в перерывах между письменными заданиями. В логопедической практике пальчиковая гимнастика также используется весьма активно, а задачи ее значительно расширяются: снятие напряжения в случае гипертонуса, преодоление гипотонуса и, каким бы парадоксальным ни показалось это на первый взгляд – развитие артикуляционных мышц и улучшение дикции.
Сегодня поговорим о пользе не таких популярных нейроупражнений для рук, которые отличаются асимметричностью.
В чем же состоит механизм взаимосвязи артикуляции и мелкой моторики? Ответ прост – в особенности работы головного мозга. Ни одна операция, даже столь простая как сжатие руки в кулак или поднятие языка к твердому небу не выполняется каким-то одним отделом мозга. В работу включены сразу несколько зон. Их деятельность взаимосвязана. И потому в тесной связи находится их развитие. Совершенствуя мелко дифференцированные движения рук, мы опосредованно влияем на артикуляторные мышцы – на точность и дифференцированность их движений. Разумеется, пальчиковая гимнастика не предполагает исключения артикуляционной, она выполняет роль вспомогательного средства. Тем не менее, её роль в коррекционной работе давно известна и учитывается логопедами при планировании занятий.
Подборки нейрогимнастики по возрасту представлены в открытом доступе и имеют множество вариации. Однако почти все они содержат упражнения преимущественно на симметричное или последовательное выполнение ассиметричных движений. Например, поочередное сжимание и разжимание рук («Кулачки»), вращение кистями рук в левую (правую) сторону, соединение пальцев в «Замок» и тому подобное. Упражнение на ассиметричную работу почти не представлены в «детских» подборках, так как они объективно сложнее для выполнения. Вместе с тем именно эти упражнения хорошо развивают не только произносительную сторону речи, но и аналитические формы мышления. Именно асимметрия совершенствует межполушарное взаимодействие мозга – а благодаря ей мы получаем речь не только четкую и приятную на слух, но и понятную, красивую и правильно оформленную с точки зрения лексико-грамматических эталонов.
Приведем примеры таких упражнений в порядке нарастания сложности:
- «Ладонь – кулак»
Ладонь левой руки раскрыта, обращена вниз. Ладонь правой руки обращена вверх и сжата в кулак. Под счет позиции рук меняются.
2. «Зайчик – кулак»
Левая рука сложена в «зайчика» (из кулака выставлены указательный и средний пальцы), обращена вниз. Ладонь правой руки обращена вверх и сжата в кулак. Под счет позиции рук меняются.
3. «Зайчик – ладонь»
Левая рука сложена в «зайчика» (из кулака выставлены указательный и средний пальцы), обращена вниз. Ладонь правой руки раскрыта, обращена вверх. Под счет позиции рук меняются.
4. «Коза и ладошка»
Руки перед собой, тыльной стороной к лицу. Левая рука сложена в «Козу» (из кулака выставлены указательный палец и мизинец), правая ладонь раскрыта. Под счет позиции рук меняются.
5. «Зайчик и дырка от бублика»
Руки перед собой, тыльной стороной к лицу. Левая рука сложена в «зайчика» (из кулака выставлены указательный и средний пальцы). Правая рука сложена в жест «окей» («дырка от бублика»). Под счет позиции рук меняются.
Комплекс подойдет для незрячих учащихся 2-5 классов, первые три упражнения также подойдут для детей старшего дошкольного возраста, первоклассников и для учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
В том случае, если выполнение упражнений под счет затруднительно, можно обойтись без него и менять позиции в комфортном темпе.
Для слепых детей в большей степени, чем для остальных групп учащихся с ОВЗ, важно развитие мелкой моторики. И хотя разучить вышеописанный комплекс с незрячим школьником будет намного сложнее, положительный эффект от занятий не заставить себя ждать.