Вербализм в речи незрячих детей и пути его преодоления в ходе учебно-воспитательного процесса на начальной ступени образования

Куканова Е.В., Галина О.В. // Образование в современной школе №5-6 / 2016. 

Выпадение зрительной функции – полное или частичное – существенно ограничивает возможность ориентировочно-исследовательской деятельности и, тем самым, познания окружающей действительности у детей с нарушениями зрения. Вместе с тем, принимая на себя компенсирующую роль, речевая функция – а именно, ее количественная сторона – развивается довольно интенсивно. Так, согласно данным А.Г. Литвак, словарь незрячего ребенка к началу школьного обучения может не только соответствовать норме, но и превышать ее, что обусловлено обширными возможностями речевой практики незрячих детей (Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. – СПб., 1998, стр. 122). Под последней подразумевается как непосредственное общение с другими людьми, так и пассивное прослушивание аудиоматериалов (песен, спектаклей, радио), что ведет к накоплению словарного запаса. Однако, в виду отсутствия достаточно обширного перцептивного опыта, ряд понятий, формирующихся у незрячих, может не иметь под собой конкретных представлений. В других случаях эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью. Примером такой особенности можно считать затруднения, которые испытывают некоторые незрячие школьники при выполнении таких заданий как описание предмета, узнавание предмета по описанию и т.п. Это касается не только предметных, но и абстрактных понятий, так как любое абстрактное понятие может быть объяснено только через более простое и конкретное знание. Подобное отсутствие связи между словом и образом, именуемое вербализмом, характерно для незрячих в большей степени, чем для всех остальных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи для тифлопедагогов всегда актуальна работа по формированию, уточнению и конкретизации представлений незрячих обучающихся.  

В ходе коррекционно-развивающей работы, направленной на устранение данной проблемы, рекомендуется использовать различную тактильную наглядность, тифлотехнические средства обучения, проводить словарную работу и использовать объяснительное чтение, а также организовывать экскурсии. Кроме того, значительная часть работы по преодолению вербализма в речи незрячих школьников проводится на обязательных коррекционных занятиях. Одно из них, развитие представлений о предметах, имеет своей первостепенной задачей именно формирование у детей максимально точных перцептивных образов, а также обучение приемам методически правильного обследование объектов и, в итоге, составления грамотного описательного рассказа. Остановимся на этих занятиях подробнее. 

План коррекционного занятия по развитию представлений о предметах предполагает демонстрацию и вербальное обозначение объекта, его поэтапное обследование под контролем педагога и с использованием опорных вопросов («Какой предмет формы? Какой он наощупь? Какой он по весу?» и т.п.), затем составление рассказа-описания без непосредственного восприятия объекта. Важно обращать внимание на то, как дети обследуют предмет: в ходе работы должны использоваться все способы обследования – ладонный, кистевой, пальцевый. Мелкие части объекта обследуются с помощью тонко дифференцированных движений пальцев, тогда как крупные части – преимущественно кистевым и ладонным способами. Важно также не ограничивать формирование перцептивного образа тактильной наглядностью. Так, занятие на тему «Дикие животные: ёж» включает в себя не только обследование чучела ежа, но и прослушивание аудиозаписи с издаваемыми ежом звуками; а на занятии по теме «Фрукты» можно предложить детям понюхать и попробовать изучаемые объекты. 

Формирование связи между словом и образом осуществляется и на учебных занятиях. Эффективны в этом плане уроки технологии, так как использование в ходе работы материала различной текстуры (цветная бумага и картон разных видов, пластилин, глина, природный материал и пр.) и сама организация процесса, предполагающая деятельность учащихся согласно инструкции педагога, предоставляют широкие возможности как для формирования новых понятий, так и для уточнения, закрепления старых. На уроках литературного чтения и русского языка учитель использует объяснительное чтение и проводит словарную работу при знакомстве учащихся с устаревшей лексикой, фразеологизмами и другими сложными для детского понимания словами, по возможности подкрепляя устное объяснение разнообразной наглядностью. Формирование математических понятий также необходимо проводить с обязательной опорой на перцептивные образы. Так, знакомство с понятиями «много – один» происходит на предметных множествах – разнообразных игрушках, дидактических пособиях; состав числа разбирается с опорой на счётный материал. Наконец, наибольший потенциал в контексте работы по конкретизации речи незрячих школьников несут в себе уроки окружающего мира. Само содержание курса предполагает широкое использование таких методов обучения как наблюдение, учебный эксперимент (опыт), демонстрация различной наглядности, которые предполагают познание окружающей действительности путем восприятия ее через органы чувств. Тематическое планирование курса также предполагает проведение разнообразных экскурсий, – например, экскурсии на школьный двор с целью изучения сезонных изменений в природе. При грамотном использовании педагогом словесных методов, а именно – проведения объяснительной беседы с учениками до и после подобных мероприятий, чтения на уроке рассказов, заметок и детских научно-популярных статей – работа по формированию связи между образом и словом на уроках окружающего мира весьма эффективна. 

В заключении следует отметить, что не последнюю роль в работе по преодолению вербализма незрячих школьников играет преемственность учительской и воспитательской работы. Представления и понятия, формирующиеся у учащихся на уроках, закрепляются в ходе внеурочной деятельности и во время режимных моментов (на прогулке, во время гигиенических процедур, приёма пищи и т.д.). Таким образом, не только целенаправленные коррекционно-развивающие мероприятия, но и правильно организованная среда является эффективным средством для достижения поставленной цели.